Дыхательная гимнастика
Главная → Родителям → Консультации инструктора по физ. культуре → Дыхательная гимнастика
«Дыхательная и звуковая гимнастики»
Цель — научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.
1. Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице — вдох. Вдох левой ноздрёй, правая закрыта, выдох правой (при этом закрывается левая). На выдохе постукать по ноздрям (5 раз).
- Сделать 8—10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздри, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.
- Сделать вдох носом. На выдохе протяжно
тянуть звуки «м-м-м», одновременно постукивать
пальцем по крыльям носа. - Закрыть правую ноздрю и протяжно тянуть
«г-м-м-м», на выдохе то же самое, закрыв левую
ноздрю. - Энергично произносить «п-б», «п-б», «п-б».
произношение этих звуков укрепляет мышцы
губ. - Энергично произносить «т-д», «т-д», «т-д». Произношение этих звуков укрепляет
мышцы языка. - Высунуть язык, энергично произносить «к-г», «н-г». Укрепляются мышцы полости
глотки. - Несколько раз зевнуть и потянуться.
Зевание стимулирует не только гортанно-глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.
Гудок парохода
Через нос с шумом дети набирают воздух, задержав дыхание на 1—2 сек, с шумом выдыхают воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у» (выдох удлинен). Учит дышать в темпе 3—6. (Вдох короче, задержка дыхания, выдох длинный.)
Полёт самолёта
Дети-самолеты «летают» со звуком «у». При выполнении пилотажа взлёт—звук направляется к голове, при посадке звук направляется к туловищу. Регулирует кровяное давление ребенка. (Учит дыханию в заданном направлении по представлению.)
«Покорители космоса»
Дети садятся по-турецки, расслабляются, готовясь к полёту:
- Полёт на Луну — на выдох дети тянут звук «а», медленно поднимая левую руку
вверх, достигая Луны, и медленно опускают. - Полёт на Солнце — также на выдохе, но звук громче и длиннее. Достигаем Солнца
и возвращаемся. - Полёт к инопланетянам — на выдохе звук «а» нарастает по высоте и громкости.
Громкость доходит до предела, словно выплеск. Появляется ощущение лёгкости,
радости.
(На выдохе достигается длительная задержка дыхания, укрепляются голосовые связки. Во время крика происходит выброс грязной энергии.)
Упрямый ослик
Выбираются «ослики» и «погонщики». «Ослики» весело бегут, но вдруг останавливаются, не хотят идти. «Погонщики» уговаривают «осликов», но те начинают кричать «и-а», «и-а», «и-а».
(Звуки «и» укрепляют связки. Люди, страдающие храпом, излечиваются).
Плакса
Ребенок «плачет» со звуком «ы».
«Что ты плачешь «ы» да «ы»?
Слёзы поскорей утри.
Будем мы с тобой играть,
Песни петь и танцевать».
После чего «плакса» престает «плакать» и дети пляшут.
(Звук «ы» снимает усталость головного мозга.)
«Кто знает больше добрых слов?»
Выбирается ребенок и о нём высказываются все положительные качества. «Милый, добрый, хороший, родной, нежный, чудесный, прекрасный, очаровательный, замечательный, ненаглядный…»
- Цель: обогатить словарный запас, уметь видеть доброе в окружающих.
- Литература: Гимнастика маленьких волшебников: нетрадиционные методы работы с детьми и профилактика заболеваний в детском саду, школе, семье. – М., 1993.