Игра в жизни дошкольника
Главная → Родителям → Консультации педагога-психолога → Игра в жизни дошкольника
Игра занимает важное, если не сказать, центральное место в жизни дошкольника, являясь преобразующим видом его самостоятельной деятельности. В игре:
- происходит развитие ребенка;
- развиваются его действия в представлении;
- происходит ориентация в отношениях между людьми;
- ребенок приобретает навыки кооперации (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.В. Венгер, А.П. Усова и др.).
Установлено, что в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит потому, что ребенок воссоздает в игре то, что ему интересно, с помощью условных действий. Сначала действия с игрушками, заменителями игрушек, потом речевые и воображаемые действия (как будто, понарошку).
Игра начинает входить в жизнь ребенка в младенческом возрасте. Мама говорит малышу, который еще не разговаривает: «Сладенький ты мой, сейчас я тебя съем» иначинает слегка покусывать ребенка за ножки или ручки. Ребенок смеется, хватает маму ручонками. Это игра.
В год у ребенка подражательные действия. Он «читает», говорит по телефону, играет на кухне с посудой, копируя увиденные действия родителей.
На втором году мальчики и девочки любят возиться с куклами — начало семейной игры. Но если за ними понаблюдать, можно увидеть, что девочки бережнее обращаются с ними. В 5-7 лет дети уже хорошо играют в семейные роли. Объединение в игры происходит в 2-3 года, формируются группы по 2—3 человека.
Темы детских игр разнообразны. Главное в них — подражание роли взрослых. Сказки, мультфильмы способствуют возникновению новых ролей: принц и принцесса, король и королева, человек-паук и др.
Для детей старшего возраста характерны коллективные игры. В этом возрасте в коллективных играх может присутствовать элемент агрессии (драки, борьба). Бывает, что в играх девочки меряются силами с мальчиками.
В 6-7 лет ребенок с удовольствием играет с пластилином, этот мягкий материал — средство его самовыражения. Наблюдая за игрой ребенка, можно многое узнать о его жизни, потому что все свои чувства, переживания он переносит на игрушки. Через игры можно узнать о взаимоотношениях в семье, через наблюдения в игре – об интересах и склонностях ребенка, что поможет определить его будущую профессию.
Игра – элемент созидательного творчества, части которого должны присутствовать в жизни человека ради поддержания духовной гармонии.