Девочки и мальчики
Главная → Родителям → Консультации педагога-психолога → Девочки и мальчики
Начнем с познания мальчиков и девочек. Проводя родительские собрания в дошкольном учреждении, задаю вопрос родителям: «Чем отличаются ваши методы воспитания мальчиков и девочек?» У всех удивленные глаза, а потом кто-нибудь спросит: «А разве их нужно воспитывать по-разному?» Хорошо, если родители — психологи, они знают. А педагоги? Нам раньше в педучилищах об этом не говорили. Мальчики и девочки отличались только внешним видом. Вот и воспитывали, не учитывая особенностей пола. А в начальной школе до сих пор проверяют технику чтения у мальчиков и девочек по одним параметрам, при этом не учитывая половых признаков и темперамента ребенка. В число не укладывающихся в эти нормативы попадают мальчики. Иначе и быть не может, ведь разные они: мальчики и девочки. Зайдите в логопедическую группу любого детского сада, и вы увидите, что там преобладает число мальчиков. В дошкольном учреждении проработала 24 года, и в последнее время наблюдается такая тенденция— мальчики начинают, говорить значительно позже девочек (в 3 года и позже). Вывод сделала, наблюдая за собственным внуком. В детский сад детей отдают теперь с 2-3 лет, и родители не знают, как развивать речь детей в таком раннем возрасте. С детьми родители разговаривают мало, книги им не читают. Забыты детские традиционные народные игры, которые развивали моторику рук ребенка и, следовательно, его речь. Это заменяется общением с телевизором и компьютером. Мой внук начал самостоятельное знакомство с компьютером в 9 месяцев. Уже в 2 года самостоятельно играет в те игры, которые ему нравятся, входит в Интернет. У меня нет таких навыков, как у него. Теперь ему 4 года, навыки в работе с компьютером совершенствуются, чего нельзя сказать о речи ребенка.
Чтобы воспитать будущих мужчину и женщину, нужно знать о мальчиках и девочках как можно больше. В этом родителям поможет книга В.Д. Еремеевой, Т.П. Хризман «Девочки и мальчики — два разных мира».
В родильном отделении раздается крик новорожденного, и молодая мама спрашивает: «Доктор, кто у меня: мальчик или девочка?» А в это время возле роддома ходит молодой папа и все время задает себе вопрос: «Да кто же у меня, наконец, родится: сын или дочь?»
Ребенок родился. Если в один ряд положить новорожденных, завернутых в пеленки, то по внешнему виду нельзя определить, мальчик это или девочка. Помогают различать пол ребенка красные и синие ленточки. Пол ребенка трудно различить и в год, когда малышей стригут и одевают в одинаковые костюмчики. Моих детей — мальчика и девочку в возрасте до 3 лет — постоянно путали из-за темперамента, проявляющегося через активность малышей. Только когда ребенку исполняется три года, он начинает различать пол. Мой внук может иногда сказать: «Спасибо, я поела. Пошел играть, Наташа».
Но записи биотоков мозга у новорожденных мальчиков и девочек разные. По биотоком мозга можно определить, кто есть кто. Мы, взрослые, тоже интуитивно чувствуем эту разницу, поэтому по-разному разговариваем с сыном и дочкой, используем различные методы в воспитании. Мальчиков за провинность чаще наказывают и отчитывают суровым голосом. Им не позволяется плакать. Девочек чаще жалеют, ласкают, а мальчику говорят: «Ты же мужчина, мужчины не плачут!» А при обучении различие мальчиков и девочек используют не всегда. В учебных программах по дошкольному образованию есть такие фразы: «Ребенок в три года должен…», «К пяти годам он уже умеет…». А в медицинских таблицах нормы веса, роста разные для мальчиков и девочек, но обучаем одинаково, несмотря на различие.
Чем же они отличаются?
Девочки рождаются более зрелыми на 3-4 недели, а к периоду половой зрелости эта разница различается почти в 2 года.
Мальчики начинают ходить позже на 2-3 месяца, чем девочки, а говорить — на 4-6 месяцев.
При рождении мальчиков у женщин чаще бывают осложнения. На 100 зачатий девочек приходится 120-180 зачатий мальчиков.
Мальчики более подвижны, чем девочки. Для детей 7—15 лет травмы у мальчиков случаются чаще в 2 раза.
Трудновоспитуемые — чаще мальчики. Их чаще ругают, меньше берут на руки.
До 8 лет острота слуха у мальчиков выше (генная память — нужно выследить дичь и убить, чтобы принести в пещеру своей женщине), чем у девочек.
Девочки чувствительны к шуму, резкие звуки их раздражают. У них больше развита чувствительность кожи, поэтому девочек нужно чаще гладить и ласкать.
Игры девочек опираются на ближнее зрение. Они раскладывают свои игрушки возле себя.
Игры мальчиков опираются на дальнее зрение. Они бегают друг за другом, бросают предметы в цель. Если пространство ограничено, они осваивают его вертикально: забираются на лестницу, тумбочку. Когда сын был маленьким, мы жили с подселением и у нас была одна маленькая комната. Его любимым местом для игр была наша кровать. Он забирался на нее и прыгал, карабкался по металлическим спинкам кровати вверх. Поэтому мальчикам необходимы спортивные вертикальные уголки или большие просторные комнаты для игр.
На занятиях они отвечают по-разному. Мальчик смотрит на парту, в сторону, если не знает, или перед собой, если знает ответ, а девочка смотрит в глаза, как бы ищет подтверждения правильности ответа.
Вопросы мальчики задают конкретно, для получения информации, а девочки — для установления контакта. Я вспоминаю школьные годы. Когда к нам в класс приходил новый учитель, то девочки обязательно спрашивали, придет ли он еще, есть ли у него семья. Мальчикам это было безразлично.
— Девочке нужно объяснять конкретно, мальчику можно недообъяснить, чтобы организовать поиск знания.
У девочек лучше развиты беглость речи и скорость чтения, в свою очередь, мальчики лучше решают задачи и отгадывают кроссворды.
У девочек лучше развита мелкая моторика рук, поэтому они аккуратны и лучше выполняют работу, связанную с участием мелких мышц руки (вышивание, бисероплетение).
Мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпимы, неуверенны в себе и агрессивны, чем девочки.
Мозг девочек готов к ответу на любую неприятность, готов отреагировать на воздействие с любой стороны (инстинкт выживания), так как цель женского пола — рождение и сохранение жизни. Цель мужского пола — прогресс. Открытия делают мужчины, а женщины их совершенствуют.
Мальчик и девочка — два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково. Постараемся понять наших мальчиков и девочек, ведь они будущие мужчины и женщины и должны соответствовать своей сути — каким должен быть человек, мужчина или женщина. Воспитав настоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь в дальнейшем, поможем избежать тех ошибок, что сделали сами по незнанию.
Литература: Елжова Н.В. Работа с детьми и родителями в дошкольном учреждении. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.