Готовность к школе

ГОТОВЫ ­ЛИ К ШКОЛЕ РОДИТЕЛИ?

Попробуйте ответить на вопросы, которые приведены ниже.

Готовы ли Вы:

  • помочь, не рассердившись;
  • не кричать, принимать спокойно все так, как есть;
  • не унижать;
  • не обижать;
  • не сравнивать с другими своего ребенка;
  • не наказывать без явной причины, а лишь потому, что Вы не в духе.

В общем, готовы ли Вы пожертвовать своими привычками, при­хотями ради блага, спокойствия, успеха своего ребенка.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЮ О РЕБЕНКЕ, КОТОРЫЙ ИДЕТ В ШКОЛУ?

  • Что он еще живет в дошкольном детстве: мире игр и иг­рушек, мире свободного времени.
  • Он не совсем готов к тому, что ему со всех сторон будут говорить «надо» и «ты - обязан».
  • Что его работоспособность - 15-20 минут, затем нужен отдых или переключение на другой вид деятельности.
  • Что ему непривычно будет «быть одним из многих».
  • Что он будет более подвержен заболеваниям.
  • Что ему обязательно будут нужны свежий воздух после занятий ­и движение.
  • Для того чтобы ему спокойнее было первое время учиться, Вы будете нужны ему рядом, как никогда: проводить в школу, встре­тить, быть рядом, когда он делает уроки, вместе гулять и т.д.
  • Старайтесь сделать в выходные что-то интересное с ребенком и для ребенка: праздник, выпуск семейной газеты, за­пуск воздушного змея, пикничок в лесу, поход в музей и пр.
  • Ребенку нужны положительные эмоции.
  • Не забывайте заглядывать в рюкзак своего ребенка. Если, конеч­но, он приучен к порядку, то проблем будет меньше, а если нет…
  • Постарайтесь заранее (летом) научить открывать дверной замок (если в этом есть такая необходимость), предупредив об осторож­ности.
  • Заранее научите его аккуратно вешать школьную одежду на
  • вешалку и переодеваться в домашнюю.
  • В общем, все бытовые дела попробуйте «отрепетировать» зара­нее, иначе на бедного неокрепшего ребенка разом свалятся и обу­чение, и дисциплина, и новые взаимоотношения, и бытовые про­блемы.
  • Берегите психику ребенка.
  • Вам нужно будет сдерживать свои эмоции, если вдруг ребенок придет из школы чрезмерно возбужденным: обидели, отняли, не дали, забыли и др. Надо спокойно выяснить, что произошло, и стараться вслух не делать своих «взрослых выводов».
  • Не забывайте о школьных праздниках. Ребенку будет обидно, если Вы вдруг не оденете его празднично, не придумаете с ним вместе карнавальный костюм.
  • Ребенок ждет от Вас похвалы. Даже в мелочах. Старайтесь раз­делить вместе с ним его радость. Поделки ставьте на самое вид­ное место, тетрадь с пятеркой покажите бабушке и дедушке и т.д.
  • Дайте возможность ребенку почувствовать себя счастливым и умеющим.
  • Это лишь маленькая частичка того, что нужно знать о ребенке- школьнике. Главное - понимание, любовь, доверие, забота.
  • Если Вы еще раз все это прочтете, то, может быть, поймете, ка­кое это испытание для ребенка.

ГОТОВ ЛИ МОЙ РЕБЕНОК К ШКОЛЕ?

Коротко о том, что должен уметь и знать ребенок, который идет в школу.

  • Как зовут Ребенка (имя, фамилия)?
  • Сколько ему лет?
  • Когда день рождения Ребенка (год)?
  • Как зовут родителей (ля)?
  • Где живет (улица, дом, квартира, город)?
  • В какой стране живет (столица)?
  • Знание животных (диких, домашних).
  • Знание растений (которые растут в вашей местности).
  • Об охране природы.
  • Отвечать на вопросы и задавать их (чаще всего у детей возникает один вопрос: «А что это?»).
  • Строить рассказы по картинке (картинкам).
  • Сочинять сказки.
  • Находить слова с определенным звуком.
  • Составлять предложения.
  • Членить слова на слоги.
  • Пересказывать небольшие литературные произведения
  • Заучивать наизусть стихи (прозу).
  • Знать цифры (от 0 до 9).
  • Знать дни недели (последовательность).
  • Знать месяцы (последовательность).
  • Называть числа в прямом и обратном порядке.
  • Соотносить цифру и число предметов.
  • Составлять элементарные задачи на сложение и вычитание и решать их.
  • Ориентироваться на листе бумаги в клетку.
  • Правильно держать карандаш, ручку, кисточку.
  • Рисовать как отдельные образы, так и сюжетные картинки.
  • Лепить как отдельные образы, так и целые композиции.
  • Изготавливать самые разные аппликации из бумаги разной фактуры.
    • Играть в элементарные «спортивные» игры:
    • с мячом;
    • городки;
    • классики;
    • бадминтон;
    • настольный теннис и др.
  • Выполнять различные физические упражнения:
    • под музыку;
    • в заданном темпе;
    • ритмично и пр.
    • Метать мяч правой и левой рукой (в цель).
    • Прыгать через скакалку и др.
  • Петь, правильно передавая мелодию.
  • Инсценировать песни.
  • Рисовать «музыку».
  • Ритмично двигаться под музыку и др.

Это лишь малая толика всего того, что должен знать и уметь Ваш ребенок.

Не обязательно все это должно у него получаться «на отлично».

  • Ваша задача - не паниковать.
  • Спокойно и постепенно начинать с ребенком постигать то, чего он не знает и не умеет.
  • Не торопить ребенка.
  • Учитывать настроение, самочувствие, желание Ребенка.
  • Это возраст игры, поэтому некоторые понятия, которые тяжело даются Вашему ребенку, давайте через игровые упражнения, че­рез образы, близкие и доступные Вашему ребенку.
  • «Познавайте» с ребенком, когда гуляете, готовите, убираете. Во­круг вас прекрасный «дидактический» материал.
  • Купите «достойные» подготовительные тетради, если сами не сможете ничего придумать.
  • Главное, что у Вас есть желание подготовить своего ребенка, быть рядом с ним в трудные и непонятные для него мгновения его жизни.

ЧТО ЗНАЧИТ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ?

Психологическая готовность ребенка к школе, прежде всего, означает выраженное желание учиться, узнавать новое (Ваш ребенок активно интересуется окружающим, задает вопросы, увлеченно ищет ответы сам или ждет пояснений взрослых).

Другими словами, такое стремление к познанию называет учебной мотивацией.

Кроме того, очень важно, чтобы у будущего первоклассника была сформирована социальная позиция школьника. У Вашего ребенка будет больше возможностей для успешного обучения, ее он:

  • умеет общаться со сверстниками, может наладить контакт с другими детьми;
  • способен выполнять требования взрослого (в том числе и учителя), т.е. не только слушает, но и слышит просьбу, указание, совет;

* может контролировать свое поведение, старается объяснить причины своих поступков.

Еще один компонент психологической готовности - новое отношение ребенка к себе как к школьнику. Будущее обучение должно вызывать в сыне или дочери чувство гордости, ощущение необходимости той полезной деятельности, которой предстоит заниматься в школе.

Помимо этого у будущего школьника должна быть развита волевая сфера. Если Ваш ребенок:

  • умеет планировать собственные действия;
  • способен напряженно трудиться;
  • умеет управлять своим поведением, умственной деятельностью и др. - то у него сформирована волевая готовность к школе.

Что делать взрослому, чтобы сформировать у ребенка волевую готовность к школе?

  • ставить перед ребенком такую цель, которую он не только понял бы, но и принял, сделав ее своей (тогда появится и желание вы­полнить задание, достичь цели);
  • направлять, помогать в достижении цели; оказывать помощь только тогда, когда ребенок после серьезных усилий не может справиться сам и просит о помощи взрослых;
  • приучать ребенка не пасовать перед трудностями, верить в свои
  • силы, возможности;
  • воспитывать стремление к достижению результата своей дея­тельности в рисовании, играх и т.д.

Безусловно, большую роль играет здоровье сына или дочери. Ведь чтобы выдержать нагрузку в течение урока и, тем более, всего учебного дня, необходимы выносливость, достаточная физическая подготовка.

И, наконец, основа для успешного овладения школьной про­граммой - хорошее умственное развитие.

Без определенного запаса знаний ребенку не просто будет овла­девать школьными премудростями, получать необходимые умения и навыки, поддерживать оптимальный темп интеллектуальной деятельности.

Интеллектуальная готовность к школе предполагает формиро­вание у ребенка определенных умений:

  • умения выделить учебную задачу;
  • способности искать причины замеченного им сходства и разли­чия предметов, явлений, их новых свойств.

Будущий первоклассник должен не только обладать системой знаний об окружающем мире, но и уметь применять их, устанавли­вать зависимость между причиной и следствием.

К концу дошкольного периода у ребенка обычно формируется речевая сфера, к которой относятся:

  • звукопроизношение;
  • эмоциональная культура речи.

Невыразительная речь может привести к грамматическим ошибкам, пропускам слов при письме, плохому усвоению знаков препинания, трудностям при чтении и запоминании стихов. Хо­рошо, если ребенок:

  • выражает свои мысли ясно, четко;
  • передает связно то, что слышал, видел;
  • умеет выделить в рассказе главное;
  • передает рассказ по определенному плану.

И так, психологическая готовность к школе включает:

  • желание узнавать новое;
  • способность преодолевать трудности;
  • способность доводить начатое дело до конца;
  • умение вступать в контакт с новыми людьми; у
  • умение организовать свое рабочее место и поддерживать порядок на нем;
  • развитие внимания, мышления, памяти;
  • развитие речи.

Особое внимание уделяется:

  • работе органов зрения, слуха, осязания, обоняния;
  • развитию моторики и координации движений всего тела и особенно рук (ребенок должен уметь начертить прямую линию, на­писать печную букву по образцу, вырезать из бумаги и аккуратно клеить, рисовать и т.д.);
  • общему физическому здоровью ребенка.

КАК ПОСТРОИТЬ ДЕНЬ ПЕРВОКЛАССНИКА.

Допустим, ваш ребенок находится в школе с 8 до 12 часов.

  • Затем он приходит домой - обедает.
  • Затем 2-3 часа он может заниматься своим любимым делом, гулять на улице, помогать по дому.
  • Затем можно приступать к выполнению уроков (лучше их делать в одно и то же время).
  • Поскольку утомляемость у первоклашек высока, лучше каждые 30 минут делать перерыв: полить цветы, покормить рыбок, съесть яблоко и т.п.
  • Лучше начинать делать уроки с самого простого, затем делать сложные задания, а в конце - самые приятные.
  • Если есть возможность, то после выполнения уроков лучше по­гулять. Свежий воздух - спасение для вашего ребенка.
  • Телевизору лучше уделять совсем мало времени.
  • Ложиться спать желательно в одно и то же время, не позже 9 часов. Тогда утром не будет проблем со вставанием.

КАК ЛУЧШЕ И ПРАВИЛЬНЕЙ ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ В ПЕРВЫЕ МЕСЯЦЫ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ.

  • Надо обязательно хорошо отдохнуть летом.
  • Во время отдыха еще раз спокойно поговорить о шко­ле: о ее буднях и праздниках.
  • Вместе пойти выбирать все школьные принадлежности (чтобы они были в радость).
  • Желательно взять отпуск хотя бы на две-три недели, чтобы быть рядом с ребенком в первые школьные дни.
  • Создать дома обстановку спокойствия и доброжелательности.
  • Встречать ребенка из школы с улыбкой.
  • Не ругать и не наказывать за ошибки и незнание. Он только на­чинает учиться.
  • Обязательно гулять после уроков.
  • С любовью оборудовать его домашнее «школьное» место.
  • В школу он может брать с собой любимую, не очень большую иг­рушку.
  • Когда он возвращается из школы, подробно спрашивайте его о том, что интересного было в школе.
  • Домашние задания старайтесь выполнять вместе.
  • Не забывайте, что ребенку нужно Ваше признание и похвала.
  • Радуйтесь его удачам и маленьким победам.
  • Ребенок не может быстро адаптироваться к школе. Этот период может длиться от месяца до года. Так что постарайтесь быть терпеливыми. И если вы увидите, что «все выпрямляется», при­ходит в норму, становится меньше слез, «не могу» и «не хочу», то, значит, это маленькая победа Ваша и Вашего ребенка.

ПОЖЕЛАНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (ПО В.ЛЕВИ) *

  • 1. Давайте себе время.

Научимся выдерживать паузу. «Лучше ничего не сказать, чем сказать ничего». Дети не уважают суетливость. Некоторая медли­тельность старших в основном действует благотворно.

  • 2. Давайте ему время.

Примерно каждый второй из детей по тем или иным причинам не справляется с темпами, требуемыми со стороны взрослых, и примерно каждый десятый явно медлительнее остальных. Это может быть связано и с болезнью, но это может быть связано и с одарен­ностью. Такими недотепами были и маленький Пушкин, и малень­кий Эйнштейн.

Ребенок не автомат.

До семи лет правильнее говорить ребенку: «Вот эту башню по­строишь, а потом...». После семи: «У тебя еще ровно 1 минута...»

  • 3. Не внушайте отрицательного.

«Простудишься, заболеешь...», «Вот позову/отдам дяде мили­ционеру (доктору...)»

Трудно потом избавиться от разрушительного влияния «забот­ливых» родителей.

Даже если тут же забудется, отрицательное внушение сделает свое дело. Страх, ужас, ненависть проснутся в другое время, в дру­гом месте.

  • 4. Внушайте положительное.

Все дети хотят знать, что они, несмотря ни на что, хорошие дети и, несмотря ни на что, жить можно, и жить хорошо.

Каждый день с ребенком начинайте с радостью, заканчивайте с миром.

  • 5. Не внушайте нереального.

Самые глубокие пессимисты происходят из детей, воспитанных чрезмерно оптимистически.

Не проявляйте сомнений и не пресекайте вопросы ребенка, ка­кими бы опасными и преждевременными, несвоевременными они ни казались.

  • 6. Будьте уверенны.

Одно из противоречий - каждодневное, ежеминутное сомнение. Да, жизнь невообразимо сложна, да, я знаю, что ничего не знаю, уверен, что ни в чем не уверен. А без уверенности нельзя прожить ни дня. И не воспитать: не сработает ни одно внушение.

  • 7. Давайте отдых от внушений, во всяком случае от однообраз­ных внушений.

Представьте, что с Вами будет, если 37 раз в сутки к Вам станут обращаться в повелительном тоне, 42 раза - в увещевательном, 50 - в обвинительном! Цифры не преувеличены: таковы они в среднем у родителей, дети которых имеют наибольшие шансы стать невротиками и психопатами.

Ребенку нужен отдых не только от приказаний, распоряжений, уговоров, похвал, порицаний, нужен отдых и от каких бы то ни бы­ло воздействий и обращений, нужно время от времени распоря­жаться собой полностью - нужна, короче, своя доля свободы. Без нее задохнется дух.

  • 8. Уважайте тайну.

Мы оберегаем свой суверенитет от самых близких и дорогих нам ей, дадим это право и ребенку. Замкнутость, кроме правды, единственный способ не лгать.

  • 9. Учитывайте состояние.

Спросим себя, понимаем ли мы:

  • что первые полчаса после сна и полчаса перед сном во избежание нервных срывов никогда и ни у кого не должно быть эмоцио­нального и умственного напряжения;
  • что мальчик, теряющий уверенность, хуже соображает, медлен­нее растет;
  • что знание, принимаемое без радости, не усвоено.

*Из книги В. Леви "Нестандартный ребенок".

ТЕСТ-ШУТКА "КУЛАК"

(ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ)

Задание простое. Распрямите ладонь и отвечайте на вопросы. Их всего пять. Отвечайте односложно: "Да" или "Нет". Если ответили "Да", загните один палец, если ответили отрицательно, палец остается в прежнем положении.

Итак, начали:

  1. Можете ли Вы при любых обстоятельствах, даже отчасти компрометирующих Вас, сказать: «Я мать, мне можно», «Я отец, мне простительно. Я накажу, я и пожалею»?
  2. Можете ли Вы уйти из дома по делам, не попрощавшись?
  3. Можете ли Вы не навестить родственника, находящегося в больнице длительное время? (Родственник со стороны мужа, если вы женщина, или родственник со стороны жены, если вы мужчина. Причем вы знаете, что больного навещают другие родственники и он не одинок.)
  4. Кричите ли вы на своих близких?
  5. Утаиваете ли вы деньги от других членов семьи?

Подведем итог. Если на все пять вопросов вы ответили «Да» согласно инструкции, последовательно загибали один палец за другим, то у вашей семьи преобладает авторитарный стиль руководства, причем вы играете не последнюю роль в его утверждении.

Если вы загнули только 2-3 пальца - значит, еще не все потеряно, и вы можете многое изменить в лучшую сторону, что касается семейных отношений.

Если ладонь осталась открытой - вы святой человек, но знайте, что такого практически не бывает.

ТЕСТ "ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ".

Вы хорошо знаете своего ребенка. Попробуйте выбрать ответ, который, с Вашей точки зрения, больше подхо­дит для Вашего ребенка.

Вопросы Ответы Баллы

1. Как часто Ваш Ребенок занимается какой-нибудь умственной работой?

  • a) часто 5 баллов
  • б) иногда 3 балла
  • в) очень редко 1 балл

2. Что предпочтет Ваш Ребенок, если задан вопрос на сообра­зительность?

  • а) захочет сам найти ответ 5 баллов
  • б) когда как 3 балла
  • в) получить ответ от взрослых 1 балл

3. Любит ли читать (слушать), когда ему читают?

  • а) постоянно 5 баллов
  • б) иногда 3 балла
  • в) не любит 1 балл

Насколько интересны для Ребенка умственные занятия?

  • а) очень интересны 5 баллов
  • б) когда как 3 балла
  • в) не любит 1 балл

Часто ли задает вопросы?

  • а) часто 5
  • б) иногда 3
  • в) очень редко 1

Подсчитайте количество баллов.

  • 17-25 баллов - потребность выражена сильно,
  • 12-16 баллов - умеренно,
  • меньше 12 баллов - слабо.

КАК ФОРМИРОВАТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РЕБЕНКА И ИХ УСТОЙЧИВОСТЬ?

  • Необходимо терпеливо выслушивать ребенка.
  • Если его высказывания неправильные, то надо создать такую си­туацию, в которой дошкольник может проверить свое предполо­жение.
  • Желательно чаще задавать ребенку вопросы, развивающие его любознательность.
  • Обязательно вместе с ним рисовать.
  • Играть с ним в игры типа «Пексесо» («Парные картинки»), игры Б. Никитина, игры В. Красноухова, игры со словами и др.
  • Желательно вместе рассматривать (читать) энциклопедии (на­пример, из серии «Что есть что»).
  • Стараться во время прогулок обращать внимание на растения с секретом: мать-и-мачеху ("Почему листья такие?", осину ("Почему листья дрожат?"), недотрогу мелколистную ("Почему при прикосновении ее плоды "взрываются"?) и др.

ИГРЫ ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ.

  • Все конструкторы.

Развивают мелкую моторику (а значит, и речь), конструктор­ские способности, умение анализировать, внимание, геометри­ческие представления и др.

  • Игры Б.П. Никитина.
  • «Сложи узор»,
  • « Кубики для всех »,
  • «Уникуб»,
  • «Таблица Сотни»,
  • «Кирпичики» и др.

Развивают математические и геометрические представления пространственное и образное мышление, внимание и память точность и аккуратность, сосредоточенность и усидчивость и др.

  • Игры В.И. Красноухова.
  • «Складушки»,
  • «Хвостики»,
  • «Пословицы»,
  • «Кроссворды для ленивых »,
  • «Пятнашки» и др.

Развивают логическое мышление, сообразительность и находчивость, речь, внимание, память и др.

  • Все мозаики.

Развивают образное и пространственное мышление, мелкую мо­торику (а значит, и речь), цветоощущение, творческое воображе­ние и др.

  • Все лото.

Знакомят с окружающим миром, развивают память и внимание, умение анализировать и сравнивать и др.

  • Все домино.

Знакомят с цифрами и числами, буквами и слогами, учат срав­нивать, анализировать и быть внимательным, развивают комму­никативные качества и др.

  • Все плоскостные игры.
  • «Монгольская игра»,
  • «Волшебный круг»,
  • «Колумбово яйцо»,
  • «Вьетнамская игра»,
  • «Танграм»,
  • «Листик» и др.

Развивают память, внимание, геометрические представления, логическое, образное и пространственное мышление, мелкую моторику, усидчивость и самостоятельность и др.

  • Парные картинки (Пексесо).

Знакомят с окружающим миром, историей, развивают память и внимание, коммуникативные качества, сосредоточенность, усид­чивость и др.

  • Игры-головоломки из серии «Маленький гений».
  • «Маленький гений»,
  • «Счастливый куб»,
  • «Мраморный куб»,
  • «Профи - куб».

Развивают логическое мышление, конструкторские способности, умение анализировать и синтезировать, точность и аккуратность и др.

КАК СДЕЛАТЬ УМНЫЕ ИГРЫ ПОЛЕЗНЫМИ?

Каждая из игр будет полезна Вашему ребенку. Важно не навязывать игры, не заставлять в них играть. Если игра неинтересна ребенку, уберите ее подальше на время, просто ребенок еще не созрел, еще не пришло время этой игры для Вашего малыша.

Не думайте, что если соседский ребенок делает из какой-либо игры «чудеса», а Ваш - нет, то это говорит о чем-то плохом. Просто интересы Вашего ребенка на данном этапе проявляются наиболее успешно в чем-то другом.

Если Вы решили, что Вашему ребенку просто необходимо овладеть какой-либо игрой, не подсказывайте ему варианты реше­ния, не делайте за него, не торопите его, не упрекайте его, если он вдруг неправильно что-то сделал. Дайте ему возможность «побе­дить».

Если у Вас нет каких-либо игр, то их можно изготовить вместе с Ребенком (польза от этого двойная).

ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОПРЕДЕЛЕННОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В детстве, особенно в дошкольном, у нас есть так называемые сенситивные периоды - это кратковременные периоды повышенного восприятия и легкого развития способностей. Так что чаще всего все наши способности и неспособности формируются именно в дошкольный период. Все «мы родом из детства».

I период (3 года)

Ребенок открыт для развития лингвистических (языковых) способностей (легко обучается любому языку).

II период (4 года)

Ребенок легко овладевает пространственными представлениями (повесьте рядом с ним карту, и он увлечется познанием мирового пространства).

III период (5 лет)

Ребенок расположен к занятиям математикой и музыкой. В это время он легко овладевает понятиями величины и формы, у него повышенное восприятие темпа, звука, лада.

IV период (6 лет)

У ребенка легче развиваются спортивные, двигательные способности.

V период (8-9 лет)

Второй период для развития языковых (лингвистических) способностей.

VI период (10-11 лет)

У ребенка есть возможности для широких познавательных интересов, для разностороннего обучения. Чем больше увлечений интересов в этот период будет у ребенка, тем ярче будет развиваться его личность, тем перспективнее его будущее.

Интеллектуальное развитие человека продолжается на протяжении всей жизни, в основном за счет волевых усилий, а в сенситивные периоды дети, как губки, впитывают новое, усваивают личные навыки и умения, им легко, естественно удается овладевать разными сферами знания.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ЛЕВША?

Все младенцы поначалу пользуются обеими руками без какого-либо неудобства. Примерно до двухлетнего воз­раста ребенок будет делать некоторые движения одной рукой, а другие - другой.

Лишь только после двух лет обнаружится, какой рукой ребенок предпочитает «работать» правой или левой.

Почти каждый десятый мальчик и реже девочка предпочитают пользоваться левой рукой. Весь мир вокруг них устроен для "правшей". Поэтому они чаще всего испытывают дискомфорт, ощущают себя «белыми воронами»: дверь неудобно открывается - она ведь для "правшей". Попробуйте вы, "правша", открыть дверь левой рукой. Раздражает? А написать левой рукой, когда ты закрываешь то, что написал? Выводит из себя? А ведь малыш, который "не виноват, что все так получилось", испытывает эти неудобства ежеминутно. А тут еще родители и знакомые со своими нравоучениями - «переложи в левую!», «возьми в правую!», «будь как все!». А он не может как все. Он - особенный. Его таким создала природа.

Что же делать?

Пока ваш малыш владеет обеими руками одинаково свободно поступайте так, словно он «правша». Но если на третьем году жиз­ни ребенок все перекладывает в левую руку, хотя ему дают предметы в правую, значит, он - левша, и родители не должны пере­учивать его, так как это может травмировать психику ребенка. Кроме того, у ребенка может возникнуть нелюбовь к чтению, за­держка навыков рисования, трудности в произношении некоторых звуков, заикание, капризность и др.

Выбор левой руки - это не прихоть ребенка. Так распорядилась природа, а природу ломать нельзя, нельзя вмешиваться в сложную деятельность мозга. Помогите ребенку-левше: устройте его ком­нату с учетом его леворукости. Предупредите об этом воспитателя, а затем и учителя.

Учтите, что леворукие дети очень ранимы, неординарны, чаще всего это творческие натуры, часто упрямые и одновременно очень тонко воспринимающие окружающий их мир.

 

Более подробно о проблеме леворукости вы можете прочитать в книге: М.М.Безруких, М.Г.Князева. Если ваш ребенок левша. Арктоус, Тула, 1996.