В чем состоит психологическая готовность ребенка к школе

Поступление в школу — чрезвычайно ответственный момент как для самого ребенка, так и для его родителей. Практический опыт психо­логического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхожде­нию в учебную деятельность в школе.

Понимая важность подготовки детей к школе, даже за несколько месяцев до начала учебного года можно организовать целенаправ­ленные развивающие занятия с детьми, которые помогут им на этом новом этапе жизни.

Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители — первые и самые важные его воспитатели.

Психологическая готовность к школьному обучению предполага­ет многокомпонентное образование.

  • Во-первых, ребенок должен хотеть идти в школу, т. е. иметь моти­вацию к обучению.
  • Во-вторых, у него должна быть сформирована социальная пози­ция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстника­ми, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.
  • В-третьих, ребенок должен был здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня. Он должен иметь адекватную самооценку и уровень притязаний.

И, пожалуй, самое главное: у него должно быть соответствующее умственное развитие, которое является основой для успешного овла­дения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребенок успевал работать вместе с классом.

Затруднить процесс обучения в школе может не только слабое интеллектуальное развитие ребенка, но и, как это ни странно, очень хорошее развитие; и даже одаренность ребенка может вызывать зна­чительные трудности, прежде всего относящиеся к области социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Уважаемые родители!

Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными воз­можностями развития и способностями к познанию. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребенок переступит порог школы уверенным в своих силах, учение будет для него не тяжелой обязан­ностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по по­воду его успеваемости.

Повысить эффективность ваших усилий помогут следующие ре­комендации:

  • Старайтесь заниматься с ребенком так, чтобы он не скучал во вре­мя занятий. Если ребенку весело учиться, он учится лучше. Инте­рес — лучшая из мотивации, он делает детей по-настоящему твор­ческими личностями и дает им возможность испытывать удовле­творение от интеллектуальных занятий.
  • Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ре­бенка определяется временем и практикой. Если какое-то упраж­нение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант задания.
  • Не проявляйте излишнюю тревогу по поводу недостаточных ус­пехов и малого продвижения вперед или даже некоторого регрес­са вашего ребенка.
  • Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, выхо­дящие за пределы его интеллектуальных возможностей.
  • В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка вы­полнять упражнение, если он без конца вертится, устал, расстроен. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и уве­личивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшой отрезок времени. Предоставьте ребенку возможность иногда за­ниматься тем делом, которое ему нравится.
  • Используйте игровую форму занятий, поскольку дети дошколь­ного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные задания.
  • Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и кол­лективизма, научите его дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи — все это ему пригодится в социально слож­ной атмосфере общеобразовательной школы.
  • Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т. д. Нико­гда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах, высокую само­оценку.

И самое главное: постарайтесь не воспринимать занятия с ребен­ком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от про­цесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.

Итак, успехов вам и больше веры в себя и в возможности своего ребенка!

Литература: М.Н. Ильина. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения. – СПб.: Питер, 2004.