Нестандартные дети

Нестандартные дети выделяются среди других какими-то ка­чествами и свойствами характера, темперамента или необычным поведением. Конечно, все дети разные, но большинство детей в обычной ситуации действуют примерно одинаково. Условно среди ста детей пятьдесят будут обладать именно стандартной нормой повеления, среди остальных мы обнаружим: десять — пятнадцать — очень замкнутых детей, пять-шесть — очень агрес­сивных, десять—пятнадцать — очень жестоких, семь-восемь — плаксивых, пять-шесть — жадных, упрямых или с другими негативными про­явлениями. Конечно, хорошо, что все дети разные, но, с другой стороны, это приносит дополнительные хлопоты ро­дителям, воспитателям и окружающим.

Вся советская педагогическая система была направлена на воспитание послушных детей, беспрекословно выполняющих все указания и желания взрослых.

Никому нельзя было отступать от этих стандартов, которые воспитывались любыми средствами и несмотря ни на что. Часто такие методы делали де­тей несчастными.

Они жили с комплексом вины и постоянным чувством тревоги, с ощущением никчемности и самоуничиже­ния, иногда проявляя агрессивность и ненависть. Перестройка, которая изменила образ жизни, изменила также и подход к про­блеме воспитания, но не в лучшую сторону. У большинства лю­дей появились не менее страшные проблемы, которые оказывают очень сильное влияние на детей. Это — постоянная нехватка де­нег, времени, сил, здоровья, постоянные стрессы, смена акцентов от гуманистического воспитания моральных основ человека на воспитание человека, делающего деньги. Эпоха перемен косну­лась и принципов воспитания детей. Согласно восточной пого­ворке «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен», порождением вре­мен перестройки стали дети с нестандартным поведением, которых с каждым годом становится все больше.

Итак, что же делать, если у вас нестандартный ребенок?

  • Принимайте его таким, какой он есть.

Не старайтесь подвижного, юркого ребенка сделать спокой­ным, покладистым и тихим. А застенчивого, робкого и тихого не заставляйте быть душой компании, заводилой и командиром.

Постарайтесь понять вашего ребенка. Заставляя его делать не свойственные его поведению вещи, не присущие его природе, вы тем самым можете только усилить «плохие» черты. Постарайтесь увидеть врожденные данные ребенка — их не так просто переде­лать, если не сказать, что их вообще нельзя переделать, особенно свойства темперамента.

  • Аккуратно корректируйте поведение ребенка.

Именно поведение, а не личность и черты характера. Если ребенок боится темноты, это не значит, что с этим страхом он будет жить всю жизнь. Постепенно приучайте его находиться в темноте (как описано в этой книге). Но ни в коем случае не форсируйте события, не заставляйте, не подталкивайте, не смейтесь, не подтрунивайте над ним и не позволяйте этого

делать другим. Если у ребенка плохая координация движений он неуклюж, то, конечно, сколько бы вы ни занимались, он не станет гимнастом, но он может быть хорошим спортсменом в других видах спорта, например в тяжелой атлетике. Занимать­ся гимнастикой и улучшать координацию движений вы с ним можете, это пойдет ему на пользу. Гиперактивного ребенка вы не сделаете тихим, но вы можете увлечь его спокойными, не­шумными играми. Если вы будете терпеливы, каждый день уве­личивая время таких игр хотя бы на минуту, то вы сможете вос­питать у ребенка такие черты, как терпеливость и усидчивость, что очень пригодится ему в последующей жизни.

  • Забудьте о своих ожиданиях.

Если вы задумали сделать своего ребенка отличным футболи­стом, а он вместо этого с увлечением разбирает игрушки на час­ти, интересуясь механикой, и по своей натуре не очень подвижен, если, кроме того, у него нет таланта играть в футбол, то избавь­тесь от своих надежд, забудьте о них.

Пусть ваш ребенок занимается тем, что у него получается, что ему дал Бог, и не требуйте от него ничего другого. Не упрекайте и не критикуйте ребенка за то, что он не унаследовал ничьих спо­собностей: ни ваших, ни ваших родителей. Это ни от кого не за­висит, у вас ребенок такой, какой родился.

  • Избавьтесь от штампов и ярлыков.

Помните пословицу: «Если сто раз скажешь человеку «сви­нья», то на сто первый раз он захрюкает»? Так же и с детьми. Ес­ли вы будете постоянно говорить: «Эх ты, тихоня» или «Плакса-вакса», — ребенок таким и будет. Вы принимаете его именно в таком виде, вы как бы внутренне формируете стиль его пове­дения. Так же и с другими ярлыками и штампами. То, что «на­клеивается» в детстве, остается на всю жизнь и в ответственный момент жизни часто оказывает сильное влияние. Ярлыки и штампы — это непреднамеренное формирование определенно­го типа поведения. Следите за своей речью, следите за своими словами и выражениями. Иногда люди просто не замечают, что и  как они говорят.

  • Обратите внимание на себя.

Часто у детей формируются те черты характера, которые свой­ственны родителям. Например, боязливый ребенок «прививает­ся» от родителей. Чтобы ребенок был посмелее, необходимо и ро­дителям быть посмелее, работать над собой. Показывайте пример такого поведения, которое вы бы хотели видеть у вашего ребенка. Если вы боитесь грозы и прячетесь от нее подальше, то ваши де­ти будут вести себя аналогично. Если вы застенчивы и очень скромны, возможно, и ваши дети будут такими же застенчивыми и скромными. И, наоборот, у беспардонных и наглых родителей дети вырастут похожими на них.

  • Воспитывайте ребенка на позитиве и оптимизме.

Нестандартные дети особенно чувствительны к замечаниям, угрозам, выговорам и другим «страшилкам». Будьте разборчивы в методах воспитания, старайтесь использовать методы убежде­ния и объяснения. Нестандартные дети очень чувствительны к поощрениям. Замечайте хорошее у своего ребенка и отмечайте, чаще хвалите его и поощряйте. Не бойтесь слишком большой любви к ребенку.

  • Помните: воспитание сильнее наследственности.

Если вы понимаете своего ребенка и видите недостатки его темперамента, врожденные особенности, то с помощью воспита­ния их можно компенсировать или скрыть. А многие качества, необходимые для жизни в обществе, вообще не передаются по наследству. Такие качества можно воспитать, и они будут ком­пенсировать все негативные врожденные свойства. Воспитать можно трудолюбие, сердечность, доброту, гуманизм, открытость, порядочность, терпимость, вежливость и т. д.

Литература: Раиль Кашапов. Практическая психология для родителей, или педагогика взаимности. – М., АСТ-ПРЕСС Книга, 2004.

Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности

Буклет Буклет