Нестандартные дети
Главная → Родителям → Консультации педагога-психолога → Нестандартные дети
Нестандартные дети выделяются среди других какими-то качествами и свойствами характера, темперамента или необычным поведением. Конечно, все дети разные, но большинство детей в обычной ситуации действуют примерно одинаково. Условно среди ста детей пятьдесят будут обладать именно стандартной нормой повеления, среди остальных мы обнаружим: десять — пятнадцать — очень замкнутых детей, пять-шесть — очень агрессивных, десять—пятнадцать — очень жестоких, семь-восемь — плаксивых, пять-шесть — жадных, упрямых или с другими негативными проявлениями. Конечно, хорошо, что все дети разные, но, с другой стороны, это приносит дополнительные хлопоты родителям, воспитателям и окружающим.
Вся советская педагогическая система была направлена на воспитание послушных детей, беспрекословно выполняющих все указания и желания взрослых.
Никому нельзя было отступать от этих стандартов, которые воспитывались любыми средствами и несмотря ни на что. Часто такие методы делали детей несчастными.
Они жили с комплексом вины и постоянным чувством тревоги, с ощущением никчемности и самоуничижения, иногда проявляя агрессивность и ненависть. Перестройка, которая изменила образ жизни, изменила также и подход к проблеме воспитания, но не в лучшую сторону. У большинства людей появились не менее страшные проблемы, которые оказывают очень сильное влияние на детей. Это — постоянная нехватка денег, времени, сил, здоровья, постоянные стрессы, смена акцентов от гуманистического воспитания моральных основ человека на воспитание человека, делающего деньги. Эпоха перемен коснулась и принципов воспитания детей. Согласно восточной поговорке «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен», порождением времен перестройки стали дети с нестандартным поведением, которых с каждым годом становится все больше.
Итак, что же делать, если у вас нестандартный ребенок?
- Принимайте его таким, какой он есть.
Не старайтесь подвижного, юркого ребенка сделать спокойным, покладистым и тихим. А застенчивого, робкого и тихого не заставляйте быть душой компании, заводилой и командиром.
Постарайтесь понять вашего ребенка. Заставляя его делать не свойственные его поведению вещи, не присущие его природе, вы тем самым можете только усилить «плохие» черты. Постарайтесь увидеть врожденные данные ребенка — их не так просто переделать, если не сказать, что их вообще нельзя переделать, особенно свойства темперамента.
- Аккуратно корректируйте поведение ребенка.
Именно поведение, а не личность и черты характера. Если ребенок боится темноты, это не значит, что с этим страхом он будет жить всю жизнь. Постепенно приучайте его находиться в темноте (как описано в этой книге). Но ни в коем случае не форсируйте события, не заставляйте, не подталкивайте, не смейтесь, не подтрунивайте над ним и не позволяйте этого
делать другим. Если у ребенка плохая координация движений он неуклюж, то, конечно, сколько бы вы ни занимались, он не станет гимнастом, но он может быть хорошим спортсменом в других видах спорта, например в тяжелой атлетике. Заниматься гимнастикой и улучшать координацию движений вы с ним можете, это пойдет ему на пользу. Гиперактивного ребенка вы не сделаете тихим, но вы можете увлечь его спокойными, нешумными играми. Если вы будете терпеливы, каждый день увеличивая время таких игр хотя бы на минуту, то вы сможете воспитать у ребенка такие черты, как терпеливость и усидчивость, что очень пригодится ему в последующей жизни.
- Забудьте о своих ожиданиях.
Если вы задумали сделать своего ребенка отличным футболистом, а он вместо этого с увлечением разбирает игрушки на части, интересуясь механикой, и по своей натуре не очень подвижен, если, кроме того, у него нет таланта играть в футбол, то избавьтесь от своих надежд, забудьте о них.
Пусть ваш ребенок занимается тем, что у него получается, что ему дал Бог, и не требуйте от него ничего другого. Не упрекайте и не критикуйте ребенка за то, что он не унаследовал ничьих способностей: ни ваших, ни ваших родителей. Это ни от кого не зависит, у вас ребенок такой, какой родился.
- Избавьтесь от штампов и ярлыков.
Помните пословицу: «Если сто раз скажешь человеку «свинья», то на сто первый раз он захрюкает»? Так же и с детьми. Если вы будете постоянно говорить: «Эх ты, тихоня» или «Плакса-вакса», — ребенок таким и будет. Вы принимаете его именно в таком виде, вы как бы внутренне формируете стиль его поведения. Так же и с другими ярлыками и штампами. То, что «наклеивается» в детстве, остается на всю жизнь и в ответственный момент жизни часто оказывает сильное влияние. Ярлыки и штампы — это непреднамеренное формирование определенного типа поведения. Следите за своей речью, следите за своими словами и выражениями. Иногда люди просто не замечают, что и как они говорят.
- Обратите внимание на себя.
Часто у детей формируются те черты характера, которые свойственны родителям. Например, боязливый ребенок «прививается» от родителей. Чтобы ребенок был посмелее, необходимо и родителям быть посмелее, работать над собой. Показывайте пример такого поведения, которое вы бы хотели видеть у вашего ребенка. Если вы боитесь грозы и прячетесь от нее подальше, то ваши дети будут вести себя аналогично. Если вы застенчивы и очень скромны, возможно, и ваши дети будут такими же застенчивыми и скромными. И, наоборот, у беспардонных и наглых родителей дети вырастут похожими на них.
- Воспитывайте ребенка на позитиве и оптимизме.
Нестандартные дети особенно чувствительны к замечаниям, угрозам, выговорам и другим «страшилкам». Будьте разборчивы в методах воспитания, старайтесь использовать методы убеждения и объяснения. Нестандартные дети очень чувствительны к поощрениям. Замечайте хорошее у своего ребенка и отмечайте, чаще хвалите его и поощряйте. Не бойтесь слишком большой любви к ребенку.
- Помните: воспитание сильнее наследственности.
Если вы понимаете своего ребенка и видите недостатки его темперамента, врожденные особенности, то с помощью воспитания их можно компенсировать или скрыть. А многие качества, необходимые для жизни в обществе, вообще не передаются по наследству. Такие качества можно воспитать, и они будут компенсировать все негативные врожденные свойства. Воспитать можно трудолюбие, сердечность, доброту, гуманизм, открытость, порядочность, терпимость, вежливость и т. д.