Игра в жизни дошкольника

Игра занимает важное, если не сказать, центральное место в жизни дошкольника, являясь преобразующим видом его самостоятельной деятельности. В игре:

  • происходит развитие ребенка;
  • развиваются его действия в представлении;
  • происходит ориентация в отношениях между людьми;
  • ребенок приобретает навыки кооперации (А.В. За­порожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.В. Венгер, А.П. Усова и др.).

Установлено, что в игре развивается способность к во­ображению, образному мышлению. Это происходит пото­му, что ребенок воссоздает в игре то, что ему интересно, с помощью условных действий. Сначала действия с игруш­ками, заменителями игрушек, потом речевые и вообража­емые действия (как будто, понарошку).

В игре ребенок воссоздает действия взрослого и приоб­ретает опыт взаимодействия со сверстниками.

Игра начинает входить в жизнь ребенка в младенчес­ком возрасте. Мама говорит малышу, который еще не раз­говаривает: «Сладенький ты мой, сейчас я тебя съем» иначинает слегка покусывать ребенка за ножки или ручки. Ребенок смеется, хватает маму ручонками. Это игра.

В год у ребенка подражательные действия. Он «чита­ет», говорит по телефону, играет на кухне с посудой, ко­пируя увиденные действия родителей.

По мере взросления игры становятся более сложны­ми: дети подражают профессиям родителей, знакомых, сами становятся родителями.

На втором году мальчики и девочки любят возиться с куклами — начало семейной игры. Но если за ними по­наблюдать, можно увидеть, что девочки бережнее обра­щаются с ними. В 5-7 лет дети уже хорошо играют в се­мейные роли. Объединение в игры происходит в 2-3 года, формируются группы по 2—3 человека.

Темы детских игр разнообразны. Главное в них — под­ражание роли взрослых. Сказки, мультфильмы способству­ют возникновению новых ролей: принц и принцесса, ко­роль и королева, человек-паук и др.

Для детей старшего возраста характерны коллектив­ные игры. В этом возрасте в коллективных играх может присутствовать элемент агрессии (драки, борьба). Бывает, что в играх девочки меряются силами с мальчиками.

В 6-7 лет ребенок с удовольствием играет с пластили­ном, этот мягкий материал — средство его самовыражения. Наблюдая за игрой ребенка, можно многое узнать о его жизни, потому что все свои чувства, переживания он переносит на игрушки. Через игры можно узнать о взаимоотношениях в семье, через наблюдения в игре – об интересах и склонностях ребенка, что поможет определить его будущую профессию.

Игра – элемент созидательного творчества, части которого должны присутствовать в жизни человека ради поддержания духовной гармонии.

Литература: Елжова Н.В. Работа с детьми и родителями в дошкольном учреждении. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.