Девочки и мальчики

Начнем с познания мальчиков и девочек. Проводя ро­дительские собрания в дошкольном учреждении, задаю вопрос родителям: «Чем отличаются ваши методы воспи­тания мальчиков и девочек?» У всех удивленные глаза, а потом кто-нибудь спросит: «А разве их нужно воспиты­вать по-разному?» Хорошо, если родители — психологи, они знают. А педагоги? Нам раньше в педучилищах об этом не говорили. Мальчики и девочки отличались только внешним видом. Вот и воспитывали, не учитывая особен­ностей пола. А в начальной школе до сих пор проверяют технику чтения у мальчиков и девочек по одним парамет­рам, при этом не учитывая половых признаков и темпера­мента ребенка. В число не укладывающихся в эти норма­тивы попадают мальчики. Иначе и быть не может, ведь разные они: мальчики и девочки. Зайдите в логопедичес­кую группу любого детского сада, и вы увидите, что там преобладает число мальчиков. В дошкольном учреждении проработала 24 года, и в последнее время наблюдается такая тенденция— мальчики начинают, говорить значи­тельно позже девочек (в 3 года и позже). Вывод сделала, наблюдая за собственным внуком. В детский сад детей отдают теперь с 2-3 лет, и родители не знают, как разви­вать речь детей в таком раннем возрасте. С детьми родите­ли разговаривают мало, книги им не читают. Забыты дет­ские традиционные народные игры, которые развивали моторику рук ребенка и, следовательно, его речь. Это за­меняется общением с телевизором и компьютером. Мой внук начал самостоятельное знакомство с компьютером в 9 месяцев. Уже в 2 года самостоятельно играет в те игры, которые ему нравятся, входит в Интернет. У меня нет та­ких навыков, как у него. Теперь ему 4 года, навыки в работе с компьютером совершенствуются, чего нельзя ска­зать о речи ребенка.

Чтобы воспитать будущих мужчину и женщину, нужно знать о мальчиках и девочках как можно больше. В этом родителям поможет книга В.Д. Еремеевой, Т.П. Хризман «Девочки и мальчики — два разных мира».

В родильном отделении раздается крик новорожден­ного, и молодая мама спрашивает: «Доктор, кто у меня: мальчик или девочка?» А в это время возле роддома хо­дит молодой папа и все время задает себе вопрос: «Да кто же у меня, наконец, родится: сын или дочь?»

Ребенок родился. Если в один ряд положить новорож­денных, завернутых в пеленки, то по внешнему виду нельзя определить, мальчик это или девочка. Помогают различать пол ребенка красные и синие ленточки. Пол ребенка трудно различить и в год, когда малышей стригут и одевают в одинаковые костюмчики. Моих детей — маль­чика и девочку в возрасте до 3 лет — постоянно путали из-за темперамента, проявляющегося через активность малышей. Только когда ребенку исполняется три года, он начинает различать пол. Мой внук может иногда сказать: «Спасибо, я поела. Пошел играть, Наташа».

Но записи биотоков мозга у новорожденных мальчи­ков и девочек разные. По биотоком мозга можно опреде­лить, кто есть кто. Мы, взрослые, тоже интуитивно чув­ствуем эту разницу, поэтому по-разному разговариваем с сыном и дочкой, используем различные методы в воспи­тании. Мальчиков за провинность чаще наказывают и от­читывают суровым голосом. Им не позволяется плакать. Девочек чаще жалеют, ласкают, а мальчику говорят: «Ты же мужчина, мужчины не плачут!» А при обучении раз­личие мальчиков и девочек используют не всегда. В учеб­ных программах по дошкольному образованию есть такие фразы: «Ребенок в три года должен…», «К пяти годам он уже умеет…». А в медицинских таблицах нормы веса, ро­ста разные для мальчиков и девочек, но обучаем одинако­во, несмотря на различие.

Чем же они отличаются?

Девочки рождаются более зрелыми на 3-4 недели, а к периоду половой зрелости эта разница различается почти в 2 года.

Мальчики начинают ходить позже на 2-3 месяца, чем девочки, а говорить — на 4-6 месяцев.

При рождении мальчиков у женщин чаще бывают осложнения. На 100 зачатий девочек приходится 120-180 зачатий мальчиков.

Мальчики более подвижны, чем девочки. Для детей 7—15 лет травмы у мальчиков случаются чаще в 2 раза.

Трудновоспитуемые — чаще мальчики. Их чаще руга­ют, меньше берут на руки.

До 8 лет острота слуха у мальчиков выше (генная па­мять — нужно выследить дичь и убить, чтобы принести в пещеру своей женщине), чем у девочек.

Девочки чувствительны к шуму, резкие звуки их раз­дражают. У них больше развита чувствительность кожи, поэтому девочек нужно чаще гладить и ласкать.

Игры девочек опираются на ближнее зрение. Они рас­кладывают свои игрушки возле себя.

Игры мальчиков опираются на дальнее зрение. Они бегают друг за другом, бросают предметы в цель. Если пространство ограничено, они осваивают его вертикаль­но: забираются на лестницу, тумбочку. Когда сын был ма­леньким, мы жили с подселением и у нас была одна ма­ленькая комната. Его любимым местом для игр была наша кровать. Он забирался на нее и прыгал, карабкался по металлическим спинкам кровати вверх. Поэтому мальчи­кам необходимы спортивные вертикальные уголки или большие просторные комнаты для игр.

На занятиях они отвечают по-разному. Мальчик смот­рит на парту, в сторону, если не знает, или перед собой, если знает ответ, а девочка смотрит в глаза, как бы ищет подтверждения правильности ответа.

Вопросы мальчики задают конкретно, для получения информации, а девочки — для установления контакта. Я вспоминаю школьные годы. Когда к нам в класс прихо­дил новый учитель, то девочки обязательно спрашивали, придет ли он еще, есть ли у него семья. Мальчикам это было безразлично.

—   Девочке нужно объяснять конкретно, мальчику мож­но недообъяснить, чтобы организовать поиск знания.

У девочек лучше развиты беглость речи и скорость чтения, в свою очередь, мальчики лучше решают задачи и отгадывают кроссворды.

У девочек лучше развита мелкая моторика рук, поэто­му они аккуратны и лучше выполняют работу, связанную с участием мелких мышц руки (вышивание, бисероплетение).

Мальчики более возбудимы, раздражительны, беспо­койны, нетерпимы, неуверенны в себе и агрессивны, чем девочки.

Мозг девочек готов к ответу на любую неприятность, готов отреагировать на воздействие с любой стороны (ин­стинкт выживания), так как цель женского пола — рож­дение и сохранение жизни. Цель мужского пола — про­гресс. Открытия делают мужчины, а женщины их совер­шенствуют.

Мальчик и девочка — два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково. Постараемся понять на­ших мальчиков и девочек, ведь они будущие мужчины и женщины и должны соответствовать своей сути — каким должен быть человек, мужчина или женщина. Воспитав настоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь в дальнейшем, поможем избежать тех ошибок, что сделали сами по незнанию.

Литература: Елжова Н.В. Работа с детьми и родителями в дошкольном учреждении. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности

Буклет Буклет