Дыхательная гимнастика

«Дыхательная и звуковая гимнастики»

Цель — научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхатель­ных путей.

1. Погладить нос (боковые его части) от кон­чика к переносице — вдох. Вдох левой ноздрёй, правая закрыта, выдох правой (при этом закры­вается левая). На выдохе постукать по ноздрям (5 раз).

  1. Сделать 8—10 вдохов и выдохов через пра­вую и левую ноздри, по очереди закрывая отды­хающую указательным пальцем.
  2. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно
    тянуть звуки «м-м-м», одновременно постукивать
    пальцем по крыльям носа.
  3. Закрыть правую ноздрю и протяжно тянуть
    «г-м-м-м», на выдохе то же самое, закрыв левую
    ноздрю.
  4. Энергично произносить «п-б», «п-б», «п-б».
    произношение этих звуков укрепляет мышцы
    губ.
    1. Энергично произносить «т-д», «т-д», «т-д». Произношение этих звуков укрепляет
      мышцы языка.
    2. Высунуть язык, энергично произносить «к-г», «н-г». Укрепляются мышцы полости
      глотки.
      1. Несколько раз зевнуть и потянуться.

Зевание стимулирует не только гортанно-глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.

 
Гудок парохода

Через нос с шумом дети набирают воздух, задержав дыхание на 1—2 сек, с шумом выдыхают воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у» (выдох удлинен). Учит дышать в темпе 3—6. (Вдох короче, задержка дыхания, выдох длинный.) 

Полёт самолёта

Дети-самолеты «летают» со звуком «у». При выполнении пилотажа взлёт—звук направляется к голове, при посадке звук направляется к туловищу. Регулирует кровяное давление ребенка. (Учит дыханию в заданном направлении по представлению.)

«Покорители космоса»
Дети садятся по-турецки, расслабляются, готовясь к полёту:
  1. Полёт на Луну — на выдох дети тянут звук «а», медленно поднимая левую руку
    вверх, достигая Луны, и медленно опускают.
  2. Полёт на Солнце — также на выдохе, но звук громче и длиннее. Достигаем Солнца
    и возвращаемся.
  3. Полёт к инопланетянам — на выдохе звук «а» нарастает по высоте и громкости.
    Громкость доходит до предела, словно выплеск.  Появляется ощущение лёгкости,
    радости.

(На выдохе достигается длительная задержка дыхания, укрепляются голосовые связки. Во время крика происходит выброс грязной энергии.)

 Упрямый ослик

Выбираются «ослики» и «погонщики». «Ослики» весело бегут, но вдруг останавлива­ются, не хотят идти. «Погонщики» уговаривают «осликов», но те начинают кричать «и-а», «и-а», «и-а».

Что же ты хочешь, мой милый «и-а»? Сена, лепёшек или молока? «Ослик» прекраща­ет кричать, получив желаемое.
(Звуки «и» укрепляют связки. Люди, страдающие храпом, излечиваются).
 
Плакса
Ребенок «плачет» со звуком «ы».
«Что ты плачешь «ы» да «ы»?
Слёзы поскорей утри.
Будем мы с тобой играть,
Песни петь и танцевать».
После чего «плакса» престает «плакать» и дети пляшут.
(Звук «ы» снимает усталость головного мозга.) 
«Кто знает больше добрых слов?» 

Выбирается ребенок и о нём высказываются все положительные качества. «Милый, добрый, хороший, родной, нежный, чудесный, прекрасный, очаровательный, замеча­тельный, ненаглядный…»

Цель: обогатить словарный запас, уметь видеть доброе в окружающих.

Литература: Гимнастика маленьких волшебников: нетрадиционные методы работы с детьми и профилактика заболеваний в детском саду, школе, семье. – М., 1993.